В настоящее время главным контролирующим органом контейнерных АЗС является МЧС, в случае если АЗС не находится на территории опасного объекта, входящего в ведомство Ростехнадзора.
Основными документами, которыми руководствуется МЧС для контроля устройства и эксплуатации контейнерных АЗС, являются: Нормы пожарной безопасности “НПБ 111-98” и свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 г.
Контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливозаправочные модули и другие аналогичные изделия, которые в последнее время успешно функционируют в различных регионах нашей страны, имеют разные названия в связи с разным конструктивным исполнением. Но по функциональному назначению все эти АЗС представляют однотипные изделия.
Согласно этим документам «контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие». Таким образом, контейнерная АЗС — это не только контейнер, содержащий резервуар, ТРК и сопутствующее оборудование. Главное — она должна представлять единое заводское изделие. К контейнерным АЗС относятся и открытый наземный резервуар с размещенной в нем топливораздаточной колонкой, и встроенный в контейнер резервуар или «топливный модуль». Принципиально важно, чтобы они были выполнены как единое изделие. Именно такая конструкция и будет классифицироваться МЧС как контейнерная АЗС.
Выбор резервуара: одностенный или двустенный.
Контейнерные АЗС, имеющие одностенный резервуар, допускаются к эксплуатации только вдали от населенного пункта согласно утвержденным МЧС правилам. Емкость — не более 10 м3 . Контейнерная АЗС с одностенным резервуаром обязательно должна иметь поддон на случай аварийного пролива всего топлива. А это — дополнительные расходы. Кроме того, усложняется перенос КАЗС в другое место. То есть выгоднее приобретать АЗС с двустенным резервуаром.
Требования к оборудованию:
- наличие собственного насоса для перекачки топлива с бензовоза. Насос от бензовоза использовать нельзя. Насос должен быть обеспечен системой автоматического отключения при заполнении резервуара;
- обязательно должна быть система контроля разгерметизации с системой оповещения;
- резервуар должен быть отделен негорючей (металлической) перегородкой от остальных отсеков;
- КАЗС должна иметь автоматическую вентиляцию с датчиками загазованности в случае, когда резервуар вместе с трубопроводами размещен в контейнере.
Регламентация объема отсеков и КАЗС.
В населенном пункте согласно установленным правилам максимальная вместимость одной камеры КАЗС — 10 м³, а общая вместимость резервуара — 40 м³.
За пределами населенного пункта максимальная вместимость камеры контейнерной АЗС — 20 м3 и общая вместимость резервуаров КАЗС — не более 60 м³.
Для установки КАЗС на предприятии для собственного пользования и на собственной территории предприятия не требуется капитального строительства, разрешения и лицензии для введения в эксплуатацию тоже не нужны. Требуется лишь соблюдать нормы пожарной безопасности в соответствии с НПБ 111-98. Также необходимо иметь все документы на КАЗС: паспорт, сертификат соответствия, инструкция по эксплуатации. Для установки на опасном объекте нужно еще «Разрешение на применение агентства по атомному надзору».
Компания «AZS-Soft» предлагает продажу и установку сертифицированных контейнерных АЗС, различной конструкции и имеющих всю необходимую разрешительную документацию.